Центробанк стреляет в обнальщиков, а рикошет прилетит турагентам?

Онлайн поиск лучших цен на авиабилеты

<!—

image

—>

Борьба с отмыванием денег может обернуться проверками

ЦБ рекомендовал банкам усилить контроль за карточными транзакциями в магазинах и ресторанах для противодействия обналичиванию денег. Представители регулятора сообщают, что в схемах задействованы и туристические компании. Это вызвало опасения, что борьба с теневым бизнесом может обернуться проблемами для законопослушных предпринимателей – туроператоров и турагентов. Редакция выяснила, насколько они оправданы.

WhatsApp Image 2023-10-20 at 15.58.29.jpeg

«Ресторанная схема»

Центробанк на этой неделе допустил утечку в СМИ о борьбе с очередной обнальной схемой, получившей название ресторанной. 

«Выявлены случаи некорректного использования эквайринговых услуг (т. е. услуг по приему платежей от населения) компаниями, работающими в сфере услуг общественного питания. Так, ряд кафе и ресторанов использовали для приема оплаты от своих клиентов терминалы безналичной оплаты и контрольно-кассовую технику, оформленные на третьих лиц, что позволяло не зачислять им средства на свои счета, а перенаправлять их на счета туристических компаний и крупных автосалонов для покупки у них наличной торговой выручки либо переводить на счета граждан», – пишет РБК со ссылкой на неназванного представителя Центробанка.

По его словам, банки получили указание внимательно отслеживать транзакции, которые проводятся в рознице и предприятиях общепита. Им предстоит сопоставлять коды MCC (Merchant Category Code) с характером платежей. Если они не соответствуют заявленной деятельности продавца, предписывается провести проверку и рассмотреть возможность расторжения договора.

«Это предупреждение»

В том, что Центробанк борется с обнальными схемами, нет ничего нового. Однако это порой выходит боком добросовестным предпринимателям. В 2017–2018 годах по стране прокатилась волна блокировок счетов турфирм – банки поголовно записывали их в подозрительные организации, руководствуясь формальными признаками. К ним относили, в частности, наличие большого количества транзитных операций, когда пришедшие на счет деньги сразу же уходят с него. Альянсу туристических агентств тогда пришлось потратить немало сил, чтобы объяснить и банкам и регулятору специфику работы туристических компаний: большие обороты и минимальная маржа.

Появилось опасение, что на волне борьбы с ресторанной схемой ситуация может повториться. 

Впрочем, Наталия Осипова, исполнительный директор Альянса туристических агентств, считает, что законопослушным турагентам и туроператорам бояться нечего. Она назвала рекомендации Центробанка предупреждением для тех, кто занимается сомнительными схемами, причем не только в туризме, но и в любых отраслях. «Это предупреждение. А какими будут последствия – время покажет». По ее словам, главное, чтобы банки не торопились блокировать счета компаний, которые, по их мнению, попали под подозрение: «Надо сначала проводить проверки, смотреть документы и только потом переходить к крайним мерам. В 2017–2018 годах банки действовали наоборот – блокировали счета турфирм, а затем разбирались. Очень много обращений турагентств было в Альянс, мы писали письма в Центробанк и добились организации совещания с участием Виталия Мутко, который тогда курировал в правительстве туризм».

«Пиратская бухта»

Однако у наблюдателей есть еще одно предположение, что означает очередное упоминание туристических компаний в негативном контексте. На одной из конференций 5 октября представитель Сбера обнародовал идею использования эскроу-счетов в туризме. В соответствии с ней туристы платят за туры банкирам. И только по возвращении клиентов с отдыха доступ к деньгам получают туроператоры, которые начисляют вознаграждение турагентам. Тем самым туристическая розница отсекается от администрирования крупных сумм, в том числе наличных, так как турагентства оказываются в финансовой цепочке на последнем месте, а не на первом, как сейчас. Вполне возможно, что такую схему банковский регулятор считает более устойчивой, ведь туроператоров меньше, чем турагентов. Входной билет на туроператорский рынок, особенно в сфере выездного туризма, стоит очень дорого. Поэтому их проще контролировать, чего не скажешь о турагентах. Счет розничных фирм и ИП идет на десятки тысяч, поэтому турагентскую деятельность чиновники и контролеры ассоциируют с пиратской бухтой, где находится место, в том числе, и обналу. Достаточно напомнить, что, по данным  Центробанка, в 2016 году основной объем теневых операций приходился именно на долю турагентств, а использование этих схем называют одной из причин краха сети «РоссТур» двумя годами позже.

Впрочем, основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов считает, что с точки зрения Центробанка нет разницы, какой статус имеет компания-обнальщик: туроператор или турагент. Нарушения  возможны и там и там: «Назовись хоть Чебурашкой. Важен не статус, а то, какие расчеты ты осуществляешь». Поэтому оплата за тур, минуя турагента, в банк или напрямую туроператору проблему обнала не решит. Особенно с учетом того, что многие турагенты уже по факту давно работают как туроператоры, просто не имея фингарантий и не афишируя этого.

***

В качестве постскриптума добавим, что остается только наблюдать, как будут развиваться события дальше и по какому сценарию пойдет регулирование рынка. Вполне возможно, что устоявшийся десятилетиями порядок, когда турист платит турагенту, а тот переводит деньги туроператору, изменит не Центробанк, а предстоящее внедрение «Электронной путевки». Но это уже тема для отдельной статьи.

Источник

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.