Онлайн поиск лучших цен на авиабилеты

Предприниматель Аркадий Ротенберг планирует в ближайшие пять лет вложить более 129 млрд руб. в туристические проекты на территории России. «Сейчас я рассматриваю создание туристической инфраструктуры в России как одно из стратегических направлений своего бизнеса», — рассказал он РБК.
Новость преподносят подчеркнуто торжественно: «первые очереди курортов будут запущены в 2026 году в Крыму, Краснодарском Крае и на Алтае». Однако планируемое количество номеров в публикации не названо. Говорится только о доступном предложении в категории 3-4 звезды. Обещаны “территории нового формата”, которые включают не только гостиницы и апартаменты, но и аквапарки, инфраструктуру для развлечений и оздоровления “разного типа и во всех ценовых сегментах”, благоустроенные общественные пространства, пляжи, эко-маршруты и тд. Причем часть этих пространств будет общедоступной.

Один из экспертов, с которым консультировалась редакция, уверен, что упомянутой суммы хватит максимум на 10 тысяч номеров в бюджетном сегменте по типу «Сочи-парк-отеля». Если строить курорты со всесезонной инфраструктурой и жильем для сотрудников, то будет 1200 номеров. Учитывая, что только к Олимпиаде в Сочи построено 24000 и сейчас в России общая емкость номерного фонда перевалила за миллион, заяленные инвестиции выглядят не столь впечатляющее, доступных предложений появится не так уж много. Наш собеседник напомнил — структурам Ротенберга с 2019 года принадлежит ряд санаториев в Крыму.
Если туризм так привлекателен, то почему о масштабном стратегическом плане Аркадий Ротенберг заявил только сейчас? Источники в структурах Ротенберга говорят, что никакой подоплеки нет — просто предпринимателю нравится туризм. Кстати, как нам удалось выяснить, заявленные 129 миллиардов, включают 15 миллиардов, уже вложенные в Крым.
Наблюдатели, в свою очередь, отмечают, что туристические проекты в России для крупных структур — это скорее про имидж, а не про бизнес. Ключевая проблема — вложения в туризм не очень выгодны, так как долго окупаются. В РСТ приводили BFM.ru данные ФНС. По рентабельности активов отели и рестораны находятся внизу рейтинга, на вершине которого рыболовство, добыча металлических руд, нефти и газа. При этом по фискальной нагрузке гостиницы и общепит — ближе к верхней части списка, между добычей руд и рыболовством.
Согласно данным ФНС, на которые ссылаются в Российском союзе туриндустрии, по рентабельности активов гостиницы и общепит находятся в самом подвале рейтинга, наверху которого стоят рыболовство и рыбоводство, добыча металлических руд и металлургическое производство, добыча нефти и природного газа. По фискальной нагрузке гостиницы и общепит — в середине, скорее даже в верхней части списка, аккурат между добычей металлических руд и рыболовством и рыбоводством.
Чтобы туризм стал привлекательнее, нужно снижать налоговую нагрузку. Кроме того, создавать условия, которые сделают реальными действительно большие проекты. Акцент стоит сделать на качественные объекты, способные конкурировать с международными аналогами. Они привлекут не только россиян, но и иностранных туристов, для которых нужно облегчать условия въезда и расчетов. Все это есть в предложениях, которые общественные объединения в августе отправили в Минэкономразвития.